.

Погоди, не рви...

Некоторые бухгалтеры начали сообщать, что получают от ФНС письма, в которых ничего нет. Недоумение специалистов учета понятно, загадочная весточка из налоговой может означать все что угодно. Евгения Яковлева,
руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования юридической компании «Приоритет», посмотрела на подобную корреспонденцию строго юридическим взглядом.

Интересные письма из территориальных ИФНС начали приходить бухгалтерам. С виду все как обычно: заказное письмо со штемпелем налоговой, с отметками приема и отправки почтовым отделением связи. Вот только при вскрытии конверта вы увидите, что вложение представляет из себя чистый лист бумаги, на котором указаны юридический адрес организации, Ф. И. О. инспектора и контактный телефон. Что бы это значило?

Что делать?

Как известно, бухгалтеры делятся на два типа – тех, кто, не желая связываться с налоговиками, предоставляет им информацию по всем запросам с избытком, и на тех бухгалтеров, которые стоят на страже четкого соблюдения норм и правил предоставления информации по требованиям в строгом соответствии с положениями статей Налогового кодекса.

Но при получении пустого письма из ИФНС у любого бухгалтера возникает дилемма: или срочно звонить в налоговую, чтобы выяснить, что это значит, или просто выбросить конверт с листом в мусорную корзину. Если бы я оказалась в такой ситуации на месте бухгалтера, то я предложила бы следующий алгоритм действий.

Первое что нужно сделать, это «поиграть в разведчика» и осмотреть конверт. На нем должна быть эмблема ФНС. Письмо должно быть заказное. Как это понять? Заказному письму почтовым отделением присваивается идентификационный номер. Такое письмо направляется с уведомлением о вручении, то есть при получении письма сотруднику компании необходимо расписаться в том, что оно получено.

Номер и адрес ИФНС должны быть машинописными. Если конверт рукописный, то можно сразу отправить его в шредер и забыть. Ни один налоговик подписывать конверт от руки не будет.

Второе: если пункт первый сомнений не вызывает, то нелишним будет позвонить по номеру телефона инспектора ИФНС, который может быть указан в пустом письме. Если номер не отвечает, звонок сбрасывается или номер все время занят, то, возможно, стоит позвонить на общий телефон налоговой инспекции и выяснить, кто может быть отправителем такого письма.

Третье: если повезло все-таки дозвониться в ИФНС, но ни по одному телефону разъяснения получить не удалось, то, поскольку это письмо из налоговой не соответствует по своим признакам требованиям, направляемым организации, указанным в приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, вы можете посчитать его макулатурой, выбросить и забыть.

Актуально

Но будет безопасней и рациональней вступить в письменные отношения с налоговой и направить запрос с просьбой пояснить, что это значит. Сделайте это корректно, со ссылкой на тот же приказ от 08.05.2015 года, и обязательно приложите копию конверта и его содержимого. Налоговые органы обязаны ответить вам на запрос в течение 30 дней.

Четвертое: если номер телефона инспекции окажется рабочим и действующим, инспектор, чьи фамилия, имя и отчество указаны на листе, реальным, то очень высок шанс, что разъяснения будут вами получены.

Уже исходя из разъяснений чиновника выстраивайте свою позицию ответа на пустое письмо из ИФНС (или его игнорирования).

В чем смысл?

Теперь я предлагаю разобраться с ответом на вопрос: для чего налоговикам нужны такие письма? И тут я вижу две возможные причины.

Вариант первый, «фантастический».Рискну предположить, что это был банальный сбой в программе и информация просто не пропечаталась на бумаге, а «человеческий фактор» не отследил отправку пустого бланка.

При таком варианте также можно направить запрос в ИФНС с приложением копии конверта и вложения с просьбой уточнить запрос. Обратите внимание на юридический момент: если уточнения запроса от ИФНС не последовало, то налоговики наказать за неисполнение требования вас не могут.

Вариант второй, «реалистический». Действуя подобным образом, инспекция проверяет местонахождение компании по юридическому адресу. Ведь пустое письмо направляется именно на юридический адрес компании. В чем смысл этого налогового маневра? Если письмо адресатом не получено, то корреспонденцию любое почтовое отделение отправит обратно в ИФНС с отметкой «организация выбыла». Для налоговиков это означает, что данная компания не находится по юридическому адресу, а значит, возможно, имеет признаки «фирмы-однодневки».

Подозрения и прозрения

В этом случае ИФНС может действовать более жестко, направив уведомление в банки, где у организации открыты расчетные счета, на основании того, что компания имеет признаки «фирмы-однодневки». Банк вправе заблокировать у компании расчетные счета.

Не забудьте еще и о том, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» статья 21.1 Закона о государственной регистрации была дополнена пунктом 5. Согласно этому пункту с сентября 2017 года налоговики имеют право вносить в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности юридического адреса и по истечении полугода, если компания не уточнит свое местонахождение, то ревизоры могут ликвидировать фирму, исключив ее из реестра.

Случаи рассылки пустых писем из территориальных налоговых инспекций пока не носят массовый характер, и проигнорировать такое письмо в принципе безопасно. Поскольку по факту запрос из ИФНС компания не получала, штрафовать ее за непредоставление информации налоговики не вправе.

Однако, чтобы избежать возможных неприятных последствий, предлагаю все-таки попытаться выяснить у налоговиков, что означает это пустое письмо и, уже имея эту информацию, решать, как вам следует поступить. Проигнорировать эту «макулатуру», обратиться в территориальную ИФНС с просьбой уточнить запрос или же направить с копией полученной «макулатуры» жалобу в Управление ФНС на незаконные действия территориальной ИФНС.


Вверх

Ваш подарок при покупке бератора - доступ к порталу для сдачи
годовой отчетности Бухгод.ру