.

Какие периоды включают в выездную налоговую проверку

Письмо Федеральной налоговой службы № ЕД-4-2/7305 от 17.04.2019

Выездная налоговая проверка – это один из вида налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Всего за календарный год в компании может быть проведено не более двух выездных налоговых проверок (п.5 ст.89 НК РФ). При этом, инспекция не может проводить выездную проверку более двух раз по разным налогам. Например, если в начале года налоговики провели выездную проверку по налогу на прибыль, а в конце года по НДС, проведение третьей проверки (на любых основаниях) будет неправомерна. Однако не учитывается количество самостоятельных выездных проверок филиалов и представительств компании (если таковые имеются).

ФНС России в письме от 17.04.2019 г. № ЕД-4-2/7305 разъясняет, что в ходе выездной налоговой проверки инспекторы могут проверить деятельность налогоплательщика за три предыдущих года и истекшие отчетные периоды текущего года. Так как Налоговый кодекс РФ не запрещает налоговикам включать в проверяемый период отчетные периоды текущего года.

В статье 89 Налогового кодекса РФ установлены правила проведения выездных налоговых проверок. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об организации проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

В ФНС России считают, что данный пункт не запрещает проведение выездных проверок по отчетным периодам того календарного года, в котором принято решение о проведении проверки. И вместе с прошлыми годами налоговики могут проверить и текущий год деятельности налогоплательщика. Позицию налоговиков разделяют и в Минфине России (письмо Минфина России от 26.07.18 № 03-02-07/1/52519).

В комментируемом письме налоговики ссылаются еще и на определение Верховного суда РФ от 09.09.2014 № 304-КГ14-737, в котором суд подтвердил, что осуществление выездной проверки в отношении отчетных периодов текущего года не нарушает норм налогового законодательства.

Обратите внимание: ФНС России обновила показатели рентабельности и налоговой нагрузки, которые используют налоговики при включении компаний в план выездных налоговых проверок (Информация ФНС России от 23.05.2019 г.)

Продолжительность проверки

Выездная проверка не может продолжаться больше двух месяцев. А если речь идет о самостоятельной проверке филиала или представительства, то не больше одного месяца (п. 7 ст. 89 НК РФ).

Срок выездной проверки может быть продлен с разрешения регионального управления налоговой службы до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести. Вот эти случаи:

  • если налоговики проверяют крупнейших налогоплательщиков;
  • если у компании есть обособленное подразделение;
  • если налогоплательщики не представляют в срок документы, необходимые для проведения выездной проверки;
  • если возникают форс-мажорные обстоятельства (наводнение, пожар и т. п.) на территории, где проводится проверка.

Этот перечень не исчерпывающий. Какое обстоятельство считать исключительным, а какое – нет, в каждом конкретном случае решает управление ФНС по региону.

Если проверка затягивается, нужно потребовать от проверяющих предъявить решение регионального управления ФНС о ее продлении.

Приостановление проверки

Выездная проверка начинается в тот день, когда руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) вынес решение о ее назначении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Заканчивается проверка составлением справки о ее проведении. Проверяющие должны вручить справку в последний день проверки.

Выездная проверка может быть приостановлена по решению руководителя налоговой инспекции (или его заместителя). Решение о приостановлении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит руководитель (или его заместитель) налоговой инспекции, вынесшей решение о проведении такой проверки (п. 6 ст. 89.1 НК РФ). Перечислим причины, по которым может произойти приостановление проверки:

  • необходимо получить у контрагента проверяемой компании документы, которые касаются ее деятельности (договоры, платежные документы и т. п.);
  • необходима дополнительная информация от иностранных государственных органов;
  • нужно провести экспертизу;
  • требуется перевести на русский язык документы, представленные фирмой на иностранном языке.

У приостановки налоговой проверки по первому основанию есть ограничение. А именно: инспекторы могут, прервав проверку, обратиться к одному и тому же контрагенту только один раз. Приостановить проверку из-за этого же партнера второй раз они не вправе.

Обратите внимание: на то время, пока проверка приостановлена, налоговики обязаны вернуть все оригиналы документов, которые им передали. Исключение составляют бумаги, которые были получены контролерами во время выемки. Кроме того, если проверяющие находились на территории проверяемой фирмы, они должны ее покинуть, прекратив все действия, связанные с ревизией.

При этом в период приостановления проверки налоговики могут допрашивать сотрудников проверяемой компании и вызывать ее представителей для дачи пояснений. Такие действия законны, если осуществляются не на территории налогоплательщика.

Общий срок приостановки проверки не может быть больше шести месяцев. Но есть одно исключение. Если в течение этого срока проверяющим не удалось получить ответ от иностранного государства, срок приостановки может быть продлен еще на три месяца.

Возобновляется проверка решением руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

Повторная выездная проверка

В налоговом кодексе приведено понятие повторной выездной проверки (ВНП) и особенности ее проведения (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается ВНП, которая проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При проведении ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной ВНП.

Запрещается проводить повторные выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Если налоговая нарушит это требование, налогоплательщик может оспаривать законность проверки в суде.

Запрет на повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период не распространяется на три случая. Повторная ВНП по тем же самым вопросам может проводиться:

  • если она вызвана ликвидацией или реорганизацией фирмы;
  • если ее проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных;
  • если фирма подала уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше ранее заявленной.

Повторной считается только та проверка, которая проводится по одним и тем же налогам за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). А это значит, что налоговая инспекция вправе провести две выездные проверки в году, но по разным налогам или разным периодам деятельности компании. Такие проверки повторными не будут.

Эксперт "НА" Е.П. Соколова
Письмо Федеральной налоговой службы № ЕД-4-2/7305 от 17.04.2019текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ЕД-4-2/7305 от 17.04.2019

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не содержит запрета на проведение выездных налоговых проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки.

Данный подход к ответу согласуется с позицией судебных органов (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2014 по делу № А27-16093/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2014 № 304-КГ14-737 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства), постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2011 по делу № А56-18448/2010 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 № ВАС-7703/11 отказано в пересмотре дела в порядке надзора) и т.д.).

Учитывая тот факт, что в настоящий момент выездная налоговая проверка завершена и ООО представлены в налоговый орган, которым проведена выездная налоговая проверка, письменные возражения по акту налоговой проверки, налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, ООО вправе обжаловать результаты выездной налоговой проверки путем подачи письменной жалобы в порядке, установленном пунктом 1 статьи 139 Кодекса, а в случае несогласия с решением по жалобе налогоплательщик вправе обратиться в суд.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ

Вверх

 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор