.

Налог на прибыль: расходы нельзя подтвердить обычным кассовым чеком

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/10344 от 18.02.2019

Одним из условий, которые должны быть выполнены для принятия расходов в целях налогообложения прибыли, является соответствующее документальное оформление таких расходов (ст. 252 НК РФ). Налоговый кодекс перечни подтверждающих расходы документов не устанавливает. Их, в частности, можно найти в нормативных актах, регулирующих договорную базу и специфику той или иной отрасли.

Требования к первичным документам

Статьей 313 Налогового кодекса определено, что подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы. Они должны быть оформлены в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Закон № 402-ФЗ дает возможность самостоятельно разрабатывать бланки первичных документов. Возможны следующие варианты установления форм первичных документов:

  • использование унифицированных форм первичных документов;
  • использование самостоятельно разработанных форм первичных документов (полностью самостоятельно разработанных, либо созданных путем внесения изменений в унифицированные формы);
  • возможно также сочетание самостоятельно разработанных форм и унифицированных форм.

В любом случае форма первичного учетного документа должна содержать следующие обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

  • наименование документа (формы);
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и (или) денежном выражении с указанием единиц измерения);
  • наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и ее оформления и их личные подписи. Кроме подписей этих лиц, необходимо указывать их фамилии и инициалы, либо иные реквизиты, которые помогут их идентифицировать.

Напомним, нельзя самостоятельно разрабатывать и утверждать формы кассовых документов, унифицированные формы по расчетам с применением кассового аппарата, платежное поручение и другие расчетные банковские документы.

Обратите внимание: и самостоятельно разработанные, и унифицированные формы первичных документов должен утвердить руководитель организации.

Экономическая оправданность расходов

Для того чтобы расходы фирмы можно было признать в учете, они должны отвечать критериям экономической обоснованности, установленным статьей 252 Налогового кодекса: быть (одновременно) экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода.

Что такое «экономически оправданные» расходы, в Налоговом кодексе тоже не говорится. Большое количество налоговых споров связано с вопросами экономического обоснования затрат. Поэтому фирмы должны быть готовы обосновать в суде экономическую оправданность своих расходов.

Так, экономически оправданными затратами можно считать прежде всего те, без которых невозможно выполнение того или иного договора. Если фирма договорилась оплатить те или иные расходы, и это условие является по договору существенным, то они считаются экономически оправданными. Следовательно, данные расходы будут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Подтверждает ли кассовый чек расходы?

Кассовый чек – это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

Минфин России в письме от 18.02.2019 г. № 03-03-06/1/10344 отметил, что «обычный» кассовый чек подтверждает только сам факт расчетов. Но он не является документом, который подтверждает экономическую целесообразность хозяйственной операции. Учесть расходы по такому кассовому чеку нельзя.

А вот если кассовый чек будет содержать дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации, то такой чек может являться документом, подтверждающим расходы при расчете налога на прибыль.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/10344 от 18.02.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-03-06/1/10344 от 18.02.2019

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу подтверждения расходов для целей налогообложения прибыли организаций первичными учетными документами и сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Следует учитывать, что согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события.

При этом если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Таким образом, кассовый чек подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности.

Если же кассовый чек содержит дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации, то при выполнении условий статьи 252 НК РФ такой чек может являться документом, подтверждающим экономическую обоснованность понесенных расходов.


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ

Вверх

 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор