.

Налоги в 2018 году: что изменится?

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/19836@ от 03.10.2017

ФНС России прокомментировала изменения, которые вносятся с 01.01.2018 Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса РФ – в главу 28 «Транспортный налог», главу 30 «Налог на имущество организаций», главу 31 «Земельный налог» и главу 32 «Налог на имущество физических лиц».

Налоговая служба выделила следующие четыре новшества.

1. Упрощен порядок предоставления налоговых льгот физическим лицам по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Об этом подробно сказано в комментируемом письме.

2. Уточнены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости:

  • жилых домов и жилых помещений, не отраженных в бухгалтерском учете в составе основных средств (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ);

  • недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости, не относящейся к деятельности этих организаций в РФ через постоянные представительства (подп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

С 01.01.2018, если в течение календарного года была определена кадастровая стоимость таких объектов, то в течение этого года рассчитывать налог на имущество и авансовые платежи по ним нужно будет по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этих объектов (подп. 2.1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

3. Применение льгот по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности, отнесено к полномочиям субъектов РФ (п. 21 ст. 381 НК РФ). С 01.01.2018 данная льгота будет упомянута в статье 381.1 Налогового кодекса РФ как применяемая только в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

4. Установлен новый порядок расчета земельного налога в случае определения кадастровой стоимости земельных участков вследствие изменения их количественных и (или) качественных характеристик.

Изменение кадастровой стоимости участка вследствие:

  • изменения вида его разрешенного использования;

  • перевода участка из одной категории земель в другую

придется учитывать при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого участка (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Рассчитывать в отношении такого участка земельный налог и авансовые платежи по нему нужно будет с учетом коэффициента владения. Он рассчитывается  как отношение количества полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности организации, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. п. 7, 7.1 ст. 396 НК РФ).

Эксперт "НА" Т.Н.Точкина
Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/19836@ от 03.10.2017текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/19836@ от 03.10.2017

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА В СВЯЗИ С ОПУБЛИКОВАНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30.09.2017 N 286-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Информируем о том, что на официальном интернет-портале правовой информации 01.10.2017 за N 0001201710010002 опубликован Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым вносятся следующие изменения по вопросам налогообложения имущества, применяющиеся с 01.01.2018:

1) Упрощен порядок предоставления налоговых льгот физическим лицам по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц

Налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы (в том числе в виде освобождения от уплаты налога, уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, дополнительных налоговых вычетов), установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) Уточнены особенности определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости), исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;";

3) К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества

Статья 381.1 Кодекса дополнена ссылкой на пункт 21 статьи 381 Кодекса;

4) Установлен новый порядок расчета земельного налога в случае определения кадастровой стоимости земельных участков вследствие изменения их количественных и (или) качественных характеристик

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого земельного участка.

В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 Кодекса.

Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества физических и юридических лиц, а также обеспечивающих работу с налогоплательщиками.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК

Вверх