.

Промежуточная отчетность: изменение требований к составлению

Приказ Министерства финансов РФ №74н от 11.04.2018

По действующим до сих пор нормам получается, что промежуточную бухгалтерскую отчетность (за месяц или квартал) должны сдавать все подряд. Это решили оспорить в одной компании и обратились с этим вопросом в Верховный суд.

История вопроса – что не так с бухгалтерской отчетностью?

О промежуточной отчетности говорится в нескольких правовых актах, напомним: пункт 48 ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина от 06.07.199 № 43н, гласит: «Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации».

Пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина от 27.07.1998 № 34н, гласит: «…Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной…».

В части 4 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указано:

«Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления».

А еще согласно части 2 статьи 13 ФЗ-402 экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Взвесив все нормы, компания истец, определила неувязку и обратилась в Верховный суд с административным иском.

Суть иска: признание недействующими пункта 48 ПБУ 4/99 и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ из-за их противоречия частям 2, 4 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

Иск мотивирован тем, что по смыслу части 4 статьи 13 ФЗ-402 составление организациями промежуточной бухгалтерской отчётности является исключением из общего правила (составление годовой отчётности) и применяется только в определённых случаях.

При этом данная норма ограничивает круг лиц и разновидность нормативных и локальных актов, которыми может вводиться обязанность по ведению подобной отчётности. А пункт 48 ПБУ 4/99 и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, устанавливают обязанность по ведению промежуточной отчётности для всех организаций без указания конкретных случаев и ситуаций, в которых действует это правило. Следует заметить, что эти пункты по содержанию значительно шире, чем часть 4 статьи 13 ФЗ-402.

Эти нормативные положения нельзя рассматривать как частный случай применения части 4 статьи ФЗ-402, поскольку при таком ошибочном (расширительном) толковании все организации без исключения должны составлять промежуточную отчётность. А это полностью лишает норму закона смысла.

По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения создают неопределённость для принятия, идут в разверз с правами и интересами организации. Потому что от расшифровки понятия «отчётный период» зависит размер действительной стоимости доли, которую компания обязана, будет выплатить участнику, вышедшему из общества.

Решение суда

В Решении ВС № АКПИ17-1010 от 29.01.18 говорится:

  • составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности не является обязанностью каждого экономического субъекта;
  • бухгалтерская отчетность должна составляться экономическим субъектом только в том случае, когда обязанность её представления установлена законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта.

Однако пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ и пункт 48 ПБУ 4/99, используя для обозначения субъектов, на которых распространяется действие нормативного правового акта, термин «организация», предусматривают для таких лиц в качестве общего правила обязанность составления организацией промежуточной бухгалтерской отчётности за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчётного года, в том числе независимо от наличия или отсутствия у такого лица обязанности её представления.

Что полностью противоречит части 4 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учёте», устанавливая иное правовое регулирование. Отсюда можно сделать вывод, что доводы Минфина лишены правовых оснований.

По решению суда:

  • пункт 48 ПБУ 4/99 и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях реализации указанного Решения признан утратившим силу пункт 29 Положения, утвержденного Приказом Минфином России от 29 июля 1998 г. N 34н.

Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2018 N 50890.

Начало действия документа - 07.05.2018.

Эксперт "НА" И.В. Захарова
Приказ Министерства финансов РФ №74н от 11.04.2018текст документа

Приказ Министерства финансов РФ
№74н от 11.04.2018

О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПУНКТА 29 ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ИЮЛЯ 1998 Г. N 34Н

В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2018 г. по делу N АКПИ17-1010 приказываю:

Признать утратившим силу пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный номер 1598), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 31н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2000 г., регистрационный номер 2209), от 18 сентября 2006 г. N 116н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2006 г., регистрационный номер 8397), от 26 марта 2007 г. N 26н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 апреля 2007 г., регистрационный номер 9285), от 25 октября 2010 г. N 132н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 г., регистрационный номер 19048), от 24 декабря 2010 г. N 186н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2011 г., регистрационный номер 19910), 29 марта 2017 г. N 47н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2017 г., регистрационный номер 46408).


Министр А.Г.СИЛУАНОВ

Вверх

Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор