.

Страховые взносы: судебная практика устарела?

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-11/18312@ от 14.09.2017

До 2017 года начисление и уплату страховых взносов на:

  • обязательное пенсионное страхование;

  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

  • на обязательное медицинское страхование

регулировал Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

За время применения этого закона сложилась обширная судебная практика по спорным вопросам, причем во многом благоприятная для плательщиков взносов.

Однако с 01.01.2017 начисление и уплату указанных взносов регулирует Налоговый кодекс РФ, а Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утратил силу. Нормы по страховым взносам, включенные в Налоговый кодекс РФ, во многом аналогичны положениям утратившего силу закона.

В связи с этим возникает вопрос: применимы ли выводы судов, сделанные на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, при принятии решений в спорных ситуациях по страховым взносам, установленным Налоговым кодексом РФ?

По мнению ФНС России, прежние выводы судов неприменимы. В комментируемом письме налоговая служба указала: сложившаяся судебная практика по вопросам уплаты страховых взносов, принятая на основании норм Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2017, применению налоговыми органами не подлежит.

Пока что речь идет о:

  • начислении взносов на стоимость  путевок на санаторно-курортное лечение и на суммы компенсаций за содержание в дошкольном учреждении детей работников;

  • об определении доходов по основному виду деятельности для целей применения пониженных тарифов взносов (письмо ФНС России от 23.08.2017 № БС-4-11/16742@).

Однако стоит ожидать, что и по иным спорным вопросам налоговые инспекции не будут принимать во внимание прежние решения судов. А значит, спорить с инспекцией станет опаснее.

Эксперт "НА" Т.Н.Точкина
Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-11/18312@ от 14.09.2017текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-11/18312@ от 14.09.2017

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу обложения страховыми взносами сумм стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также сумм компенсаций за содержание в дошкольном учреждении детей работников, произведенных на основании коллективного договора, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

База для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Статьей 422 Кодекса установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Суммы стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также суммы компенсаций за содержание в дошкольном учреждении детей работников в статье 422 Кодекса не поименованы.

Таким образом, учитывая, что на упомянутые выплаты действие статьи 422 Кодекса не распространяется, следовательно, данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Одновременно ФНС России сообщает, что сложившаяся судебная практика по делам с аналогичными фактическими обстоятельствами, принятая на основании норм Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), утратившего силу с 01.01.2017, применению налоговыми органами не подлежит.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК

Вверх